| |
ЗАКОН Камчатской области от 15.10.2001 № 172
"О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят Постановлением Совета народных депутатов Камчатской области от 26.09.2001 № 897)
Официальная публикация в СМИ:
"Официальные Ведомости" № 46, 15.10.2001
Утратил силу в связи с принятием Закона Камчатской области от 29.12.2004 № 268 (статья 1 данного документа).
------------------------------------------------------------------
Вступил в силу со дня официального опубликования (статья 52 данного документа).
15 октября 2001 года № 172
------------------------------------------------------------------
КАМЧАТСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ
НАСЕЛЕНИЯ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Постановлением
Совета Народных Депутатов
от 26.09.2001 № 172
Настоящий Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Камчатской области и регулирует общественные отношения по созданию условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания и человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей среды, определяющей условия жизнедеятельности человека.
Факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека, либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.
Благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.
Безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время.
Гигиенический норматив - установленное исследователями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиции его безопасности и (или) безвредности для человека.
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативно - правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Социально - гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно - следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации.
Санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно - технические, медико - санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико - санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распределения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Инфекционные заболевания - заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.
Инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).
Массовые неинфекционные заболевания (отравления) - заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания.
Статья 2. Правовая основа настоящего Закона
Правовой основой настоящего Закона являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты Камчатской области.
Статья 3. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения
1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Камчатской области обеспечивается посредством:
- профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
- разработки и реализации федеральных, региональных целевых программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, охране здоровья населения Камчатской области;
- соблюдения санитарного законодательства, санитарных правил и гигиенических нормативов, созданием экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении санитарного законодательства;
- государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- лицензирования видов деятельности и сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
- ведения социально - гигиенического мониторинга;
- мер по гигиеническому воспитанию и образованию населения, пропаганды здорового образа жизни;
- своевременного информирования населения о возникновении инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно - противоэпидемических мероприятий;
- системы мер по охране Государственной границы от завоза и распространения особо опасных заболеваний, токсических веществ, некачественной продукции;
- мер по привлечению к ответственности за нарушения санитарного законодательства.
2. Финансирование мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств областного бюджета, средств граждан, юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами Камчатской области.
Статья 4. Полномочия Совета народных депутатов Камчатской области в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
К полномочиям Совета народных депутатов Камчатской области в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:
- разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов Камчатской области по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- разработка и реализация мер по созданию экономической заинтересованности граждан и юридических лиц в соблюдении санитарного законодательства;
- участие в выработке и реализации государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Камчатской области;
- осуществление иных полномочий в пределах своей компетенции.
Статья 5. Полномочия администрации Камчатской области в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
К полномочиям администрации Камчатской области в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:
- разработка, принятие и реализация региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории Камчатской области;
- введение и отмена на территории Камчатской области ограничительных мероприятий (карантина);
- разработка и выполнение на территории Камчатской области санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- проведение санитарно - гигиенического мониторинга на территории Камчатской области;
- реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;
- реализация мер по своевременному информированию населения об инфекционных заболеваниях и о массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях), состоянии среды обитания и проводимых санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
- иные полномочия в пределах своей компетенции.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с уставами муниципальных образований могут относиться следующие полномочия:
- осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- разработка, принятие и реализация территориальных программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- информирование населения об инфекционных заболеваниях и о массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях), состояния среды обитания и проводимых санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятиях.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области могут осуществлять другие полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также в пределах передаваемых им законами Камчатской области полномочий органов государственной власти Камчатской области.
Статья 7. Привлечение населения к контролю за санитарным состоянием территорий населенных мест и их благоустройству
Органы государственной власти Камчатской области и местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области совместно с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы могут в добровольном порядке привлекать граждан к контролю за санитарным состоянием территорий населенных мест и их благоустройством.
Общественные объединения вправе осуществлять контроль за выполнением установленных санитарных правил и о результатах информировать центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области.
Органы государственной власти Камчатской области и органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области могут оказывать поддержку общественным организациям, предоставлять им информацию о неблагополучных с экономической точки зрения объектах, санитарном состоянии открытых водоемов, зон отдыха и иных нарушениях санитарных правовых норм на соответствующей территории.
Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ВОПРОСАМ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Статья 8. Права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при обращении в органы государственной власти Камчатской области и органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области имеют право на получение от них информации о санитарно - гигиенической и эпидемиологической обстановке, состоянии окружающей природной среды, заболеваемости населения в пределах официально утвержденной федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации статистической отчетности. Юридические и физические лица могут вносить предложения при разработке региональных и территориальных программ по обеспечению санитарно - эпидемиоло - гического благополучия населения. При несогласии с решениями органов государственной санитарно-эпидемиологической службы имеют право на обжалование их в суде или в вышестоящей организации в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:
- соблюдать действующее санитарное законодательство Российской Федерации;
- обеспечивать безопасность и безвредность для здоровья человека выпускаемой продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, методов их контроля;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний на основе технологических схем, согласованных с центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
- своевременно информировать органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области об аварийных ситуациях, остановках производства, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
- выполнять постановления, предписания и санитарно-эпидемиологические заключения должностных лиц центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области;
- обеспечивать безопасность и охрану работников, создавать условия для поддержания и повышения уровня здоровья своих работников, предупреждения заболеваний и формирования их здорового уровня жизни;
- осуществлять гигиеническое обучение и воспитание работников, направленное на повышение санитарной культуры;
- иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методики контроля факторов среды обитания.
Статья 10. Права граждан
Граждане имеют право на:
- благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию народного хозяйства);
- возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- осуществление общественного контроля за выполнением санитарных правил;
- получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти Камчатской области, органах местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области и у юридических лиц информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качества и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
- вносить в органы государственной власти Камчатской области, органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области и центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области предложения по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статья 11. Обязанности граждан
Граждане обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории Камчатской области;
- заботиться о состоянии своего здоровья, о здоровье и гигиеническом воспитании своих детей;
- выполнять иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации и предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно
- эпидемиологический надзор в Российской Федерации.
Статья 12. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Камчатской области пользуются правами и несут обязанности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Глава 3. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Статья 13. Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке населенных пунктов
1. При планировке и застройке городских и сельских поселений, расположенных на территории муниципальных образований в Камчатской области, должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного их благоустройства и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
2. При разработке градостроительной документации строительства и реконструкции городских и сельских поселений, расположенных на территории муниципальных образований в Камчатской области, решении вопросов размещения гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий, сооружений культурно - бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
3. Предоставление земельных участков под строительство, утверждение норм проектирования, проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, расположенных на территории муниципальных образований в Камчатской области, строит ельстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации, ликвидации объектов, ввод в эксплуатацию жилых домов, зданий и сооружений культурно - бытового, жилищно - коммунального назначения, промышленных, транспортных и других предприятий и сооружений, а также транспортных объектов допускаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения об их соответствии санитарным правилам.
4. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, зданий и сооружений, а также за их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.
Статья 14. Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства
1. Пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное действие.
2. Пищевые продукты, пищевые добавки и продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным правилам.
3. Запрещаются хранение и реализация продовольственного сырья, пищевых продуктов и контактирующих с ними материалов и изделий, а также товаров народного потребления, качество которых не соответствует санитарным правилам, стандартам и другой нормативной документации.
4. Требования к пищевой ценности пищевых продуктов, безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, безопасности условий их разработки, постановки на производство, изготовления и оборота, безопасности услуг, оказываемых в сфере розничной торговл и пищевыми продуктами, материалами и изделиями в сфере общественного питания устанавливаются санитарными правилами и нормами, утвержденными соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
5. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
6. Пищевые продукты, продовольственное сырье, тара, упаковочный материал, товары народного потребления, содержащие чужеродные или посторонние вещества, микроорганизмы и их токсины в количествах, выше установленных действующими нормативными документами , не подлежат реализации в обычном порядке. Решение о возможности и условиях их дальнейшего использования в каждом конкретном случае принимается службами государственного санитарного, ветеринарного надзора и другими контролирующими органами. Ответственность за выполнение решения несут изготовители, поставщики и продавцы.
7. Не соответствующие санитарным правилам и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации. Снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия должны быть использованы их владельцами в целях,
8. Пищевые продукты, продовольственное сырье, тара, упаковочный материал, товары народного потребления, не отвечающие требованиям стандартов по потребительским свойствам, включая показатели пищевой ценности, могут быть реализованы как нестандартные с соответствующей информацией потребителя. Решение о возможности их реализации принимается центром по стандартизации, метрологии и сертификации, центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципального образования в Камчатской области, государственной инспекцией по торговле и качеству товаров и защите прав потребителей в Камчатской области.
Статья 15. Санитарно-эпидемиологические требования к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства
1. Продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан, способные оказать неблагоприятное влияние на его здоровье по своим показателям и свойствам, должны отвечать действующим санитарным правилам и требованиям стандартов.
2. Производство, применение и реализация населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых), новые технологические процессы производства продукции допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам.
3. Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия требованиям санитарных правил, обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению продукции в целях, исключающих причинения вреда человеку, или ее уничтожить.
Статья 16. Санитарно-эпидемиологические требования к импортной продукции
1. Продукция, ввозимая на территорию Камчатской области гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, разрешается к ввозу и реализации на территории Камчатской области при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам и не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.
2. Импортная продукция и товары допускаются к производству, применению и реализации после прохождения гигиенической оценки и при наличии заключения установленного образца.
3. Отдельные виды продукции, которые впервые ввозятся на территорию Камчатской области, подлежат государственной регистрации в соответствии с перечнем и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие заключение договоров на поставку в Камчатскую область импортной продукции, обязаны предоставить в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципального образования в Камчатской области официальные документы страны производителя (поставщика) продукции о ее безопасности и безвредности для здоровья человека с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.
5. Использование и реализация импортной продукции на территории Камчатской области, подлежащей обязательной сертификации, производится при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке.
6. Условия ввоза импортной продукции устанавливается в контрактах (договорах), заключаемых на поставку в Российскую Федерацию импортной продукции, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной сертификации, предусматривается наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям.
Статья 17. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения
1. При организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), а также в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно - профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, пищевых отравлений должны выполняться санитарные правила.
2. При организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно - профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты, обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.
Статья 18. Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения
1. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
2. Качество воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям санитарных правил и обеспечиваться:
- выбором источника водоснабжения, технологией обработки воды, использованием безопасных и безвредных для человека материалов, оборудования и реагентов, применяемых в питьевом водоснабжении;
- выполнением санитарных и иных мероприятий по предотвращению загрязнения водоисточников;
- разработкой и осуществлением рабочих программ контроля за качеством питьевой воды в системах водоснабжения с учетом местных условий;
- введением органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области по согласованию с центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области временного усиленного режима обеззараживания и обработки питьевой воды, контроля за ее качеством при наличии угрозы здоровью людей вследствие опасности ухудшения качества питьевой воды.
3. Развитие питьевого водоснабжения и обеспечения населения Камчатской области питьевой водой, соответствующей качеству, осуществляется в соответствии с областной целевой программой обеспечения населения Камчатской области питьевой водой, разрабатываемой администрацией Камчатской области.
4. Собственники систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения, обязаны:
- выполнять все технологические условия для подачи потребителям питьевой воды, отвечающей нормативным требованиям по всем показателям, и осуществлять с этой целью производственный контроль качества питьевой воды;
- обеспечивать режим бесперебойной подачи питьевой воды в первую очередь для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения и предприятий пищевой промышленности;
- не допускать подачи питьевой воды для производственных нужд предприятий, технологические процессы которых не требуют использования питьевой воды, если это влечет нарушение режима бесперебойного обеспечения водой населения.
5. В случаях нарушения функционирования систем питьевого водоснабжения, повлекших нарушения установленного режима подачи питьевой воды, несоответствия качества подаваемой воды нормативным требованиям, органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию систем питьевого водоснабжения населения, обязаны принять меры по подаче питьевой воды потребителям в количестве, установленном нормами питьевого водообеспечения для таких ситуаций, используя резервные источники и системы питьевого водоснабжения, бытовые и групповые технические средства обеззараживания воды, поставку питьевой воды в расфасованном виде или ее доставку в емкостях (цистернах) для группового использования.
6. Решение о запрещении или ограничении использования населением питьевой воды из конкретной системы водоснабжения принимается органом местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области по постановлению главного государственного санитарного врача соответствующего муниципального образования. При этом в обязательном порядке органы местного самоуправления и юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию систем питьевого водоснабжения, должны осуществлять мероприятия, направленные на выявление и устранение причин ухудшения качества воды и обеспечение населения питьевой водой, отвечающей нормативным требованиям.
7. Государственный надзор за качеством питьевой воды, используемой населением Камчатской области из систем водоснабжения, осуществляется центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области и другим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление данной деятельности.
Статья 19. Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам
1. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и лечебных целях, в том числе и водные объекты, расположенные в черте населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
3. Контроль за использованием и охраной вод и принятие мер по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов осуществляют юридические и физические лица, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией водных объектов.
4. Государственный надзор за соблюдением требований санитарных правил осуществляется соответствующими центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. В целях устранения и предупреждения загрязнения источников водопользования населения постановлением губернатора Камчатской области устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы на водных объектах. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно - бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются постановлением губернатора Камчатской области или органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
6. Администрация Камчатской области, органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, физические и юридические лица в случаях несоответствия качества воды санитарным правилам обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования населением водоемов по постановлению главного государственного санитарного врача соответствующего муниципального образования.
Статья 20. Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху населенных пунктов, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях
1. Атмосферный воздух населенных пунктов, территорий промышленных предприятий в местах постоянного или временного пребывания людей должен соответствовать санитарным правилам и нормам.
2. В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха на территории жилой застройки населенных пунктов производственными выбросами и предупреждения воздействия на население вредных физических факторов соответствующими органами устанавливаются санитарно-защитные зоны в соответствии с санитарной классификацией организаций, определенной в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к санитарно-защитным зонам.
3. Юридические лица вне зависимости от форм собственности, индивидуальные предприниматели и граждане обязаны осуществлять комплексные мероприятия, направленные на предотвращение и ликвидацию загрязнения воздушной среды вредными веществами, физическими факторами, которые оказывают неблагоприятное влияние на здоровье человека.
4. Организации, имеющие источники выбросов вредных веществ в атмосферу, обязаны проводить ведомственный лабораторный контроль за состоянием атмосферного воздуха в санитарно-защитных зонах в соответствии с программой, согласованной с центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области. Государственный контроль за состоянием атмосферного воздуха в санитарно-защитных зонах осуществляют соответствующие центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области. Государственный контроль за состоянием атмосферного воздуха населенных мест возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и его территориальные органы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
5. Воздух рабочей зоны производственных помещений и других помещений в местах постоянного или временного пребывания людей должен соответствовать санитарным правилам.
Статья 21. Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, содержание территорий населенных пунктов
1. Производственные и бытовые отходы подлежат сбору, переработке, обезвреживанию, захоронению и утилизации с соблюдением правил безопасности и безвредности для здоровья людей и окружающей природной среды в соответствии с санитарными правилами и иными правовыми актами Российской Федерации. Порядок, условия и способы сбора, переработки, обезвреживания, захоронения, утилизации или применения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
2. В местах централизованного обезвреживания, хранения и захоронения отходов должен осуществляться радиационный контроль. При превышении уровня радиационного фона отходы подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.
Статья 22. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям
1. Помещения, предназначенные для временного и постоянного проживания граждан, по своему составу, площади, расположению, оборудованию, применяемым строительным и отделочным материалам должны обеспечивать благоприятные условия для здоровья, жизни людей.
2. Соответствие состояния жилых помещений санитарным и техническим требованиям определяется органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области с учетом строительных, санитарных, экологических и других нормативов.
3. Не допускается заселение граждан в жилые помещения, не отвечающие санитарным и техническим требованиям.
4. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Статья 23. Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспорта
1. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны обеспечиваться благоприятные для здоровья людей условия труда, быта и отдыха, осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, а также по предупреждению возникновения и распространения заболеваний среди работников и населения.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостанавливать либо полностью прекращать свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнение и оказание отдельных видов работ, услуг в случае несоблюдения установленных санитарных правил, если это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья работающих и населения.
Статья 24. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами
1. Работа с биологическими веществами и микроорганизмами, продуцируемыми ими токсинами должны осуществляться в соответствии с утвержденными санитарными правилами и не должны оказывать вредное воздействие на человека.
2. Осуществление работ с биологическими веществами биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии лицензии, выданной в установленном порядке центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципального образования в Камчатской области.
Статья 25. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека
1. Условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека и соответствовать санитарным правилам и нормам.
2. Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области совместно с заинтересованными службами государственного и ведомственного радиационного надзора осуществляют контроль за радиационной безопасностью населения, производственного персонала и окружающей среды.
3. Работа с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения проводится при соблюдении санитарных правил и норм радиационной безопасности. Производство, применение, хранение, транспортировка и захоронение радиоактивных веществ допускаются только при наличии заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципального образования в Камчатской области о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам.
4. Отвод земельных участков под жилищно - гражданское строительство, приемка в эксплуатацию зданий и сооружений осуществляются после проведения радиационно - гигиенического обследования.
5. Для действующих предприятий и организаций, добывающих, перерабатывающих отраслей промышленности и топливно - энергетического комплекса, не связанных с ядерно - топливным циклом, должна быть проведена экспертиза технологий используемого сырья, образующих отходов на наличие радиационного фактора.
6. Все импортные грузы, поступающие на территорию Камчатской области или следующие транзитом, подлежат радиационному контролю в случае отсутствия сертификата, подтверждающего их радиационную безопасность.
7. Продовольственное сырье, пищевые продукты, пищевая вода и контактирующие с ними в процессе приготовления, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности и подлежат производственному контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области определяют объемы и кратность исследований объектов внешней среды на радиоактивность с учетом данных социально - гигиенического мониторинга.
Статья 26. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда
1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица независимо от форм собственности и количества работающих обязаны осуществлять санитарно - противо - эпидемические мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных актов к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанными с условиями труда.
2. Работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работы по охране труда в организации. Сроки проведения аттестации рабочих мест устанавливаются работодателями исходя из изменения условий характера труда, но не реже одного раза в пять лет с момента проведения последней аттестации.
3. Юридические и физические лица, допустившие единичные или групповые острые профессиональные заболевания и отравления в результате несоответствия параметров условий труда нормативным требованиям и санитарным правилам, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Санитарно-эпидемиологические требования к охране здоровья детей и подростков в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях
1. В образовательных учреждениях должно обеспечиваться соблюдение санитарных норм и правил, условия для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, в том числе меры по организации их питания.
2. Программы, методики, объем учебной нагрузки, режим занятий и режим воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция регламентируются федеральными санитарными нормами и правилами, и допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
3. В общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования обеспечивается питание детей и подростков в виде горячих завтраков или обедов в соответствии с нормами потребления продуктов питания по типам учреждений и контингентам обслуживаемого в них населения или иными нормами, вводимыми в Камчатской области в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
4. Вся продукция для детей и подростков (одежда, обувь, игрушки, мебель, книги, учебники, канцелярские товары, персональные компьютеры, предназначенные для обучения и игр, товары для новорожденных) должна производиться и применяться (использоваться) только при наличии гигиенического заключения установленного образца, выдаваемого центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципального образования в Камчатской области. Закупаемая импортная продукция детского ассортимента, ввозимая на территорию Камчатской области, должна пройти гигиеническую экспертизу и иметь на каждую партию гигиенический сертификат, выданный центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципального образования в Камчатской области.
Глава 4. САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ (ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ)
МЕРОПРИЯТИЯ
Статья 28. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по санитарной охране территории Камчатской области, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
2. Санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в целевые программы охраны и укрепления здоровья населения Камчатской области, обеспечению санитарно - противоэпидемического благополучия и здоровья населения Камчатской области.
3. Санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также при выдаче должностными лицами, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор, предписаний обязательными для исполнения в установленные сроки.
Статья 29. Санитарная охрана территории Камчатской области
1. В целях предупреждения заноса и распространения на территории Камчатской области инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также предотвращение ввоза на территорию Камчатской области товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека в пунктах пропуска через Государственную границу на территории Камчатской области проводится санитарно - карантинный контроль.
2. Не допускается к ввозу на территории Камчатской области опасные грузы и товары, ввоз которых запрещен законодательством Российской Федерации, а также грузы и товары, в отношении которых при проведении санитарно - карантинного досмотра установлено, что их ввоз создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
3. Порядок и условия осуществления санитарной охраны на территории Камчатской области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 30. Ограничительные мероприятия (карантин)
1. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу на территории Камчатской области, в городских, сельских поселениях, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
2. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей или их заместителей постановлением губернатора Камчатской области, органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области.
3. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 31. Производственный контроль
1. Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследовании и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий и процесса производства хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
2. Контроль качества продукции, в том числе пищевой, является неотъемлемой частью технологического процесса ее производства.
3. При невозможности выполнения лабораторной части производственного контроля собственными силами его могут осуществлять центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области и другие аккредитованные лаборатории на договорной основе.
4. Организация исследований показателей качества и характеристики продукции является обязанностью изготовителя, продавца, поставщика.
5. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за полноту и достоверность его осуществления.
Статья 32. Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями
1. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактирующие с инфекционными больными, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению, а в случае, если они представляют опасность для окружающих - лечению, обязательной госпитализации, изоляции (карантину) и вакцинации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут быть источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой работой, временно переводятся при их согласии на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода они временно, до выздоровления, отстраняются от работы с выплатой пособия по социальному страхованию по предписанию должностных лиц центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территориях муниципальных образований в Камчатской области.
3. Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации учреждениями здравоохранения по месту выявления таких заболеваний, государственному учету и ведению отчетности по ним центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на соответствующих территориях муниципальных образований в Камчатской области.
Порядок ведения государственного учета указанных случаев заболеваний, а также порядок ведения отчетности по ним устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
4. В случае угрозы возникновения и распространения массовых инфекционных, паразитарных заболеваний и отравлений людей в отдельных населенных пунктах органами государственной власти Камчатской власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области вводятся особые условия и режимы хозяйственной деятельности и жизни людей согласно законодательству Российской Федерации. Предложения по введению (отмене) таких условий и режимов вносятся центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора соответствующих территорий муниципальных образований в Камчатской области.
Статья 33. Обязательные медицинские осмотры и лабораторные исследования
1. Работники отдельных профессий проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) профилактические медицинские осмотры и лабораторные обследования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, ведение учета и отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению.
3. В случае необходимости на основании предложений центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области постановлением губернатора Камчатской области или органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделений) могут вводиться дополнительные показания к проведению профилактических медицинских осмотров и лабораторных обследований работников.
4. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечить условия, необходимые для своевременного прохождения работниками профилактических медицинских осмотров и лабораторных обследований.
5. Лица, не прошедшие профилактические медицинские осмотры, не допускаются к работе или временно отстраняются от нее по решению администрации организации или по представлению центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся лечебно - профилактическими учреждениями, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Лечебно - профилактическое учреждение несет ответственность за качество медицинских осмотров и обоснованность выданных заключений в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7. Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя.
8. Декретированная группа граждан должна иметь личную медицинскую книжку утвержденного образца. Порядок введения личных медицинских книжек определяется главным государственным санитарным врачом Камчатской области.
Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 34. Особенности лицензирования отдельных видов деятельности
1. Отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам представляющих потенциальную опасность для здоровья следующих видов деятельности:
- производство и реализация продовольственного сырья и пищевых продуктов, в том числе этилового спирта, алкогольной продукции, питьевой воды, табачных изделий, лекарств и санитарии, парфюмерно - косметической продукции, товаров бытовой химии;
- оказание медицинских, фармацевтических и коммунально - бытовых услуг, образовательная деятельность, работа с возбудителями инфекционных заболеваний, радиоактивными веществами, дезинфекционными, дезинсекционными, дератизационными веществами, эксплуатации водопроводов и систем питьевого водоснабжения и водоотведения населенных мест, автотранспорта, строительных предприятий, а также предприятий, использующих физические факторы (электромагнитные излучения, компьютерные технологии, шум, вибрация и другие);
- проектирование, строительство, консервация и ликвидация потенциально опасных производственных объектов;
- сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение и захоронение отходов производства и бытовых отходов.
Статья 35. Особенности сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека
Сертификация отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения об их соответствии санитарным правилам.
Статья 36. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок
1. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области, аккредитованными в установленном порядке, экспертами с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений в целях:
- установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека;
- установления причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
- установления соответствия (несоответствия) проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 13 - 27, 34 - 35 настоящего Закона, санитарными правилами.
2. На основании санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, главными государственными санитарными врачами соответствующих муниципальных образований в Камчатской области даются санитарно-эпидемиологические заключения.
3. Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор.
4. Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области, аккредитованные в установленном порядке, и эксперты, которые проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 37. Социально-гигиенический мониторинг
1. Для наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека и определения причинно - следственных связей состояния здоровья и воздействия на человека факторов среды обитания в Камчатской области должен осуществляется социально - гигиенический мониторинг, целью которого является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Проведение социально - гигиенического мониторинга в Камчатской области осуществляется соответствующими центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области совместно с федеральными органами исполнительной власти, структурными подразделениями администрации Камчатской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
3. Взаимообмен информацией по социально - гигиеническому мониторингу между участниками, уполномоченными на его ведение, проводится на безвозмездной основе.
Статья 38. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:
- контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний, постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- санитарно - карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу на территории Камчатской области в Петропавловск - Камчатском морском торговом порту и аэропорту города Елизово;
- контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой в Камчатской области;
- проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
- разработку предложений о проведении санитарно - противоэпидемических мероприятий;
- меры пресечения нарушений санитарного законодательства: выдача предписаний, вынесение постановлений по фактам нарушении санитарного законодательства, привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении санитарного законодательства;
- статистическое наблюдение, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания.
2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Камчатской области осуществляется учреждениями санитарно-эпидемиологической службы Камчатской области.
Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья 39. Ответственность за нарушение санитарного законодательства
За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 40. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 41. Возмещение гражданам, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами дополнительно понесенных учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы расходов на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий
1. Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, допустившие нарушение санитарного законодательства, которые привели к возникновению инфекционных заболеваний, пищевых и иных отравлений, обязаны возместить дополнительные расходы санитарно _ эпидемиологических учреждений.
2. К дополнительным расходам относятся затраты на проведение санитарно - противоэпидемических мероприятий, включая стоимость лабораторных исследований, санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, карантинных и дезинфекционных мероприятий, профилактических прививок и других затрат в соответствии с конкретными условиями. Дополнительные расходы возмещаются в добровольном порядке, а в случае отказа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Средства, полученные санитарно - профилактическими учреждениями в счет возмещения понесенных затрат, расходуются на финансирование производственной деятельности, социальное развитие учреждений, оплату труда их работников.
Статья 42. Исполнение постановления о наложении штрафа на юридическое лицо за нарушение санитарного законодательства
Постановление о наложении штрафа на юридическое лицо подлежит исполнению юридическим лицом, совершавшим нарушение санитарного законодательства, в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
Глава 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 43. Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы Камчатской области
1. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Камчатской области является частью единой федеральной централизованной системы органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и обеспечивающей единство профилактических мероприятий в Камчатской
области.
2. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Камчатской области включает в себя:
- центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Камчатской области;
- центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на транспорте (водном и воздушном);
- центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области;
- центры государственных санитарно-эпидемиологических надзоров Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах специального назначения соответствующих ведомств.
3. Организацию деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы в Камчатской области в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют главный государственный санитарный врач Камчатской области, главный государственный санитарный врач на транспорте (водном и воздушном), главные государственный санитарные врачи муниципальных образований в Камчатской области.
4. Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Камчатской области действуют на основе подчинения главному государственному санитарному врачу Камчатской области, который непосредственно подчиняется главному государственному санитарному врачу Российской Федерации.
Взаимодействие с центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы, находящихся на территории Камчатской области, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Главные государственные санитарные врачи являются руководителями соответствующих центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области и непосредственно подчиняются главному государственному врачу Камчатской области.
Статья 44. Финансирование государственной санитарно-эпидемиологической службы Камчатской области
1. Финансирование учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Камчатской области осуществляется за счет средств федерального бюджета.
2. Дополнительным источником финансирования могут являться внебюджетные средства, получаемые за счет:
- средств выделенных из областного и местного бюджетов, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- части средств фонда социального страхования Камчатской области, направленных на обеспечение контроля и экспертизы состояния условий труда работающих;
- средств, получаемых от предприятий, организаций в порядке возмещения понесенных затрат на проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей;
- средств, поступающих за выполнение платных работ и услуг по договорам с хозяйствующими субъектами;
- добровольных взносов и пожертвований предприятий, организаций, учреждений и граждан;
- средств, получаемых от издательской деятельности;
- других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Статья 45. Право органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Камчатской области на пользование имуществом и земельными участками
1. Помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Камчатской области для выполнения возложенных на них задач находятся в федеральной собственности и передаются указанным органам и учреждениям в пользование на праве хозяйственного ведения или управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Земельные участки, на которых размещаются здания и сооружения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Камчатской области, безвозмездно предоставляются им в постоянное пользование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 46. Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор
1. Должностными лицами государственной санитарно-эпидемиологической службы Камчатской области, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от имени центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области (далее - должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений, специалисты центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области. Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливается Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
2. Воздействие на должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в какой либо форме, с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности не допускается и влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
3. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, находятся под особой защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологической надзор, имеют право на ношение форменной одежды установленного образца.
5. Право на замещение должностей главных государственных санитарных врачей и их заместителей имеют граждане Российской Федерации, получившие высшее медицинское образование и имеющие сертификаты по специальности "медико - профилактическое дело".
Статья 47. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
1. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право:
- получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Камчатской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- проводить санитарно-эпидемиологические расследования;
- беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;
- проводить отбор для исследовании проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;
- проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;
- проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;
- составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.
2. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:
- об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
- о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;
- о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Статья 48. Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей
Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 47 настоящего Закона, наделяются следующими полномочиями:
1) рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства;
2) предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства;
3) давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьей 36 настоящего Закона;
4) давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки, о:
- вызове в центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципальных образований в Камчатской области граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц для рассмотрения материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства;
- проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследовании, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 36 настоящего Закона;
5) при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), выносить мотивированные постановления о приостановлении до уст ранения такого нарушения или о запрещении в случае невозможности его устранения:
- проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;
- эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;
- разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции;
- производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;
- использования водных объектов в целях питьевого, хозяйственно - бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях;
- ввоза на территорию Камчатской области продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам или незарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов продукции, отходов, товаров, грузов;
6) при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:
- госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
- проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
- временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;
- проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;
- введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах;
7) за нарушение санитарного законодательства выносить мотивированные постановления о:
- наложении административных взысканий в виде предупреждений или штрафов;
- направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;
8) вносить предложения:
- в органы государственной власти Камчатской области, органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства Камчатской области, а также по проектам планов социального и экономического развития территорий, комплексных программ охраны здоровья населения, окружающей природной среды, улучшения условий труда и проживания граждан, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- в органы исполнительной власти Камчатской области и органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина);
- в органы исполнительной власти Камчатской области и органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- в организации о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- к финансово - кредитные организации о приостановлении операций юридических и физических лиц по расчетным и другим счетам в случаях нарушения указанными лицами санитарных правил при осуществлении ими работ по проектированию и строительству зданий, строений, сооружений и невыполнения постановлений о приостановлении или прекращении таких работ;
- в органы сертификации о приостановлении действия или об изъятии сертификатов соответствия продукции, работ и услуг и случаях установления несоответствия таких продукции, работ, услуг санитарным правилам;
- в лицензионные органы о приостановлении действия лицензий на отдельные виды деятельности или об изъятии указанных лицензий в случаях установления нарушения санитарных правил при осуществлении таких видов деятельности;
- работодателям о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил;
- индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Камчатской области на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства.
Статья 49. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны:
- своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 47, 48 настоящего Закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушение санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
- рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры;
- информировать органы государственной власти Камчатской области, органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Камчатской области мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с органами исполнительной власти Камчатской области, органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области и общественными объединениями;
- соблюдать государственную, врачебную и иную охраняемую законом тайну в отношении информации, ставшей им известной при выполнении своих служебных обязанностей;
- оказывать содействие общественным объединениям в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и исполнения санитарного законодательства.
Статья 50. Ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за их деятельностью
1. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врач у соответствующего уровня или в суд.
3. Контроль за исполнением обязанностей и соблюдением законности государственной санитарно-эпидемиологической службы Камчатской области осуществляется органами прокуратуры.
Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 51. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 52. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Губернатору Камчатской области и органам местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в трехмесячный срок со дня вступления его в силу.
Губернатор
Камчатской области
М.Б.МАШКОВЦЕВ
г. Петропавловск-Камчатский
15 октября 2001 года
№ 172
------------------------------------------------------------------
--------------------
+
| | |
|