Законодательство
Камчатского края

Алеутский р-н
Быстринский р-н
Вилючинск
Елизовский р-н
Камчатский край
Карагинский р-н
Мильковский р-н
Олюторский р-н
Пенжинский р-н
Петропавловск-Камчатский
Соболевский р-н
Тигильский р-н
Усть-Камчатский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Камчатской Области от 05.01.1997 № 69
(ред. от 19.08.2005)
"О НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят Законодательным Собранием Камчатской области 17.12.1996)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Официальные ведомости", № 3, 24.01.1997.



Утратил силу в связи с принятием Закона Камчатского края от 26.05.2008 № 63.
   ------------------------------------------------------------------

Изменения, внесенные Законом Камчатской области от 19.08.2005 № 371, вступили в силу со дня его официального опубликования.



5 января 1997 года № 69

   ------------------------------------------------------------------


КАМЧАТСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят Законодательным Собранием
Камчатской области
17 декабря 1996 года

(в ред. Законов Камчатской области
от 28.05.2000 № 98, от 19.08.2005 № 371)

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Закон Камчатской области "О недропользовании" регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, освоением, использованием и охраной недр территории Камчатской области, использованием минеральных ресурсов, включая подземные воды, термальные воды и пароводяные смеси, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
Закон Камчатской области "О недропользовании" содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства, области и ее населения, а также прав пользователей недр.
В основу настоящего Закона положен текст Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах"(далее Закон РФ "О недрах").

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Cтатья 1. Законодательство Камчатской области "О недропользовании". Государственный фонд недр Камчатской области

Законодательство Камчатской области о недрах основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О недрах", иных федеральных законах, нормативных правовых актах и состоят из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных правовых актов Камчатской области.
Закон Камчатской области "О недропользовании" действует на всей территории Камчатской области.
Недра в границах территории Камчатской области и прилегающего к ее береговой линии континентального шельфа являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Камчатской области. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
Часть исключена.- Закон Камчатской области от 28.05.2000 № 98
(см. текст в предыдущей редакции)
Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и Камчатской области.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов, отравляющих и токсичных веществ, регулируются настоящим Законом и другими федеральными, областными законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом Российской Федерации "О недрах".
На территории Камчатской области отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органа государственной власти Камчатской области.
Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Статья 2. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации и Камчатской области в сфере регулирования отношений недропользования

К совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и Камчатской области в сфере регулирования отношений недропользования относятся:
- владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации;
- разработка и реализация федеральных программ геологического изучения и использования недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр;
- определение условий и порядка взимания платы за пользование недрами, включая установление предельных уровней платежей по группам полезных ископаемых, установление форм и размеров платы за пользование участками недр федерального значения, а также утверждение договоров на условиях раздела продукции;
- определение перечня полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального, регионального и местного значения;
- определение совместно с органом управления государственным фондом недр перечня выставляемых на конкурс (аукцион) объектов недропользования;
- определение совместно с органом управления государственным фондом недр сроков, порядка проведения и условий конкурсов (аукционов) по каждому объекту недропользования;
- предоставление совместно с органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением по результатам конкурса или аукциона (а также порядка переоформления) лицензий на право пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых, а также на право пользования участками недр для иных целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- определение федерального фонда резервных месторождений.

Статья 3. Компетенция органов государственной власти Камчатской области в сфере регулирования отношений недропользования

1. В компетенцию органа законодательной (представительной) власти Камчатской области в сфере регулирования недропользования входят:
- разработка, принятие и совершенствование законов, иных нормативных и правовых актов Камчатской области в сфере недропользования;
- установление дополнительных оснований для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в бюджет области;
- утверждение договора о разграничении предмета ведения и полномочий в области регулирования отношений недропользования между Российской Федерацией и Камчатской областью.
2. В компетенцию органов исполнительной власти Камчатской области входят:
- подписание договора о разграничении предметов ведения и полномочий в области регулирования отношений недропользования между Российской Федерацией и Камчатской областью;
- определение совместно с территориальным подразделением органа управления государственным фондом недр порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;
- рассмотрение и утверждение территориальной программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр;
- согласование федеральных программ геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы с социально-экономической программой развития Камчатской области;
- согласование предоставляемых органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением лицензий на право пользования недрами для геологического изучения;
- согласование предложений Правительства Российской Федерации о предоставлении права пользования недрами для целей захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких горизонтах недр;
Абзац восьмой утратил силу. - Закон Камчатской области от 19.08.2005 № 371;
Абзац девятый утратил силу. - Закон Камчатской области от 19.08.2005 № 371;
- определение форм и установление размеров платы за пользование участками недр областного и местного значения в установленных Правительством Российской Федерации пределах;
- предоставление отсрочек или освобождение от платежей, установление скидки за истощение недр и ее размера в установленных Правительством Российской Федерации пределах, в рамках своей компетенции;
- участие в экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах, определяющих их ценность или опасность;
- введение ограничений на пользование участками недр в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

Статья 4. Компетенция органов местного самоуправления районов, городов в сфере регулирования отношений недропользования

В компетенцию органов местного самоуправления районов, городов в сфере регулирования отношений недропользования входят:
- участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социальноэкономических и экологических интересов населения территории;
- развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
- предоставление совместно с территориальным подразделением органа управления государственным фондом недр в соответствии с установленным порядком лицензий на право пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;
- контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при иных случаях использования недр, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- введение ограничений на пользование участками недр на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

2. ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

Статья 5. Виды пользования недрами

Устанавливаются следующие виды пользования недрами:
- региональное геологическое изучение, включающее региональные геологогеофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
(ав ред. Закона Камчатской области от 28.05.2000 № 98)
(см. текст в предыдущей редакции)
- геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
(в ред. Закона Камчатской области от 28.05.2000 № 98)
(см. текст в предыдущей редакции)
- разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
- строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- образование особо охраняемых геологических объектов;
- сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поиски, разведка) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершению.

Статья 6. Участки недр, предоставляемые в пользование

В соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образование особо охраняемых геологических объектов, на проведение геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки подземных горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения, придается статус геологического отвода.
В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

Статья 7. Ограничение пользования недрами

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.
Пользование недрами на территории населенных пунктов, природных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
Решение об ограничении пользования недрами принимают органы исполнительной власти Камчатской области совместно с органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением.
Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

Статья 8. Пользователи недр

(в ред. Закона Камчатской области от 28.05.2000 № 98)
(см. текст в предыдущей редакции)

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.
Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.
В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности или заключать договоры с организациями, имеющими право на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами.
Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов могут быть только юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и имеющие разрешения (лицензии), выданные уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов.
Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции со дня вступления такого соглашения в силу.
Уклонение недропользователя от получения лицензии на право пользования недрами является самовольным пользованием недрами и влечет последствия, предусмотренные действующим законодательством.

Статья 9. Сроки пользования участками недр

(в ред. Закона Камчатской области от 28.05.2000 № 98)
(см. текст в предыдущей редакции)

Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:
1) геологического изучения - на срок до пяти лет;
2) добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;
3) добычи подземных вод - на срок до двадцати пяти лет;
4) добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр в соответствии со статьей 17.1 настоящего Закона - на срок до 1 года.
Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов; строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.
Срок пользования участком недр может быть продлен по инициативе пользователя недр при выполнении им оговоренных в лицензии на пользование участком недр условий и необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых или выполнения ликвидационных мероприятий.
Порядок продления срока пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции определяется указанным соглашением.
Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.

Статья 10. Основания получения права пользования участками недр

(в ред. Закона Камчатской области от 28.05.2000 № 98)
(см. текст в предыдущей редакции)

Основаниями получения права пользования участками недр могут быть:
1) решение Правительства Российской Федерации, принятое по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;
2) решение Правительства Российской Федерации при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации за счет собственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения;
3) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и администрации Камчатской области, принятое по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр, расположенных на территории Камчатской области;
4) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и администрации Камчатской области при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения, расположенного на территории Камчатской области;
5) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, согласованное с администрацией Камчатской области, для целей геологического изучения участков недр, в том числе участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;
6) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и администрации Камчатской области для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности;
7) решение Правительства Российской Федерации, согласованное с администрацией Камчатской области, для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов;
8) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и администрации Камчатской области, согласованное с федеральным органом государственного горного надзора или его территориальным органом, для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
9) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и администрации Камчатской области для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения промышленных и бытовых отходов;
10) установленный настоящим Законом порядок получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
11) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр и администрации Камчатской области для образования особо охраняемых геологических объектов;
12) случаи перехода права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования;
13) вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции";
14) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр и администрации Камчатской области о предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для целей осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено.

Статья 11. Лицензия на пользование недрами и ее содержание

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Статус лицензии регламентируется статьей 11 Закона Российской Федерации "О недрах".
Лицензия и ее неотъемлемые составные части в зависимости от вида пользования недрами должны содержать:
- данные о пользователе недр, получившим лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
- данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
- указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
- указание границ земельного отвода, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
- сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, предоставления геологической информации на государственную экспертизу), условия продления сроков действия лицензии;
- условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками;
- согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;
(в ред. Закона Камчатской области от 28.05.2000 № 98)
(см. текст в предыдущей редакции)
- согласованный объем отходов и уровень допустимых концентраций в них вредных веществ;
- соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
- условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, ведения наблюдений за геологической средой, включая подземные воды, безопасного ведения работ;
- порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия недропользования в форме договорных отношений, в том числе, контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему закону.
(ч. 3 в ред. Закона Камчатской области от 28.05.2000 № 98)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, не зависящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшим и лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.
(ч. 4 введена Законом Камчатской области от 28.05.2000 № 98)
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков, либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Статья 12. Выдача лицензий на пользование участками недр

(в ред. Закона Камчатской области от 28.05.2000 № 98)
(см. текст в предыдущей редакции)

Выдача лицензий на пользование участками недр осуществляется по результатам конкурсов или аукционов, а также на иных основаниях:
1) федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом совместно с администрацией Камчатской области на основании пунктов 3, 4, 6, 9, 11, 13 (в отношении участков недр, расположенных на территории Камчатской области) и 14 статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" и подпунктов 3, 4, 6, 9, 10, 13, 14 статьи 10 настоящего Закона;
2) федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом совместно с администрацией Камчатской области по согласованию с федеральным органом государственного горного надзора или его территориальным органом на основании пункта 8 статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" и подпункта 8 статьи 10 настоящего Закона;
3) федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом на основании пунктов 1, 2, 5, 7 и 13 (в отношении участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации) статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" и подпунктов 1, 2, 5, 7, 13 статьи 10 настоящего Закона.
Лицензии на пользование участками недр могут предоставляться для осуществления как отдельного вида пользования участками недр, так и нескольких видов пользования участками недр (совмещенные лицензии).
Не требуется оформление лицензии на пользование участками недр для добычи подземных вод из первого от поверхности водного горизонта на тех участках, где он не является либо не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может использоваться лишь для удовлетворения нужд землепользователей в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения, в случае, если отбор подземных вод осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников). Порядок пользования недрами данной категории недропользователей определяется губернатором Камчатской области.
Не требуется получение лицензии на недропользование для сооружения и эксплуатации следующих объектов, расположенных на глубине не более 5 м от поверхности земли или дна водоема:
- линий коммуникаций водоснабжения, канализации, энергоснабжения, нефте- и газопроводов, связи;
- траншей и котлованов, используемых под фундаменты при строительстве зданий и сооружений;
- подземных сооружений - погребов, подвалов, иных хранилищ, используемых для хранения продуктов питания, продукции сельского хозяйства и личного имущества граждан, а также подземных емкостей автозаправочных станций.
Не требуется получение лицензии на забивку свай длиной до 12 метров.
Выдача лицензии на пользование участком недр осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами Камчатской области либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление прав на землю пользователя участком недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством Российской Федерации и Камчатской области, после утверждения проекта работ по недропользованию.

Статья 13. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования

(в ред. Закона Камчатской области от 28.05.2000 № 98)
(см. текст в предыдущей редакции)

Организационное обеспечение государственной системы лицензирования на территории Камчатской области осуществляет территориальный орган управления государственным фондом недр.
Субъекты предпринимательской деятельности, желающие получить право пользования участком недр, обращаются с заявкой на участие в конкурсе или аукционе в территориальный орган управления государственным фондом недр, ведущий учет заявок на получение лицензий на пользование участками недр, информирующий о их поступлении соответствующие службы администрации Камчатской области и проводящий иные мероприятия по информационному обеспечению потенциальных пользователей недр.
Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе может последовать в случаях, предусмотренных статьей 14 Закона Российской Федерации "О недрах".
Территориальный орган управления государственным фондом недр осуществляет подготовительную работу, связанную с проведением конкурсов (аукционов) на право пользования участками недр и выдачей лицензий, согласовывает условия предоставления лицензий с государственными органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, охраны окружающей природной среды, горного надзора. В вопросах платежей за право пользования участками недр производится согласование с соответствующими службами администрации Камчатской области. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, условия пользования участками недр согласовываются с федеральными органами исполнительной власти по обороне и безопасности.
Решение о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, определение условий их проведения в отношении каждого участка недр или группы участков недр, а также решения об утверждении результатов таких конкурсов или аукционов принимается органами, предоставляющими право пользования участками недр, в соответствии со статьей 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" и статьей 10 настоящего Закона. Решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в течение 30 дней со дня проведения конкурса или аукциона.
Основными критериями для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются:
- научно-технический уровень программ геологического изучения и использования участков недр;
- полнота извлечения полезных ископаемых;
- вклад в социально-экономическое развитие территории;
- сроки реализации соответствующих программ;
- эффективность мероприятий по охране недр и окружающей природной среды;
- учет интересов национальной безопасности Российской Федерации.
Основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.
В случае, если объявленный конкурс на право пользования участком недр признан несостоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника, лицензия на право пользования участком недр может быть выдана этому участнику на условиях объявленного конкурса.
Информация о предстоящих конкурсах или аукционах на право пользования участками недр и результатах их проведения должна быть опубликована в средствах массовой информации Российской Федерации и Камчатской области.
Порядок и условия проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, в том числе порядок формирования конкурсных или аукционных комиссий и порядок принятия ими решений в отношении каждого участка недр или группы участков недр, определяются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом совместно с администрацией Камчатской области по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Порядок проведения и условия конкурса или аукциона на право пользования участком недр для заключения соглашения о разделе продукции определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лицензии на пользование участками недр без проведения конкурсов или аукционов предоставляются юридическим лицам или предпринимателям, имеющим основания на бесконкурсное оформление лицензии, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Камчатской области, после подачи заявки установленного образца в территориальный орган управления государственным фондом недр.
Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.
Порядок лицензирования пользования участками недр устанавливается федеральным законодательством.

Статья 14. Переход права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр

(в ред. Закона Камчатской области от 28.05.2000 № 98)
(см. текст в предыдущей редакции)

Право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в следующих случаях:
1) реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы;
2) реорганизация юридического лица - пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр;
4) юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка, имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица;
5) приобретение субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством о недрах Российской Федерации.
При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Передача права пользования участками недр, предоставленными субъектам предпринимательской деятельности на основании соглашений о разделе продукции, и переоформление лицензий на пользование участками недр осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".
Лицензии на пользование участками недр подлежат переоформлению также при изменении наименований юридических лиц - пользователей недр.
Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Отказ в переоформлении лицензий на пользование участками недр может быть обжалован в суд.
Право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, за исключением случаев, предусмотренных Законом Российской Федерации "О недрах", иными федеральными законами и настоящим Законом.

Статья 15. Предоставление недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

Перечень общераспространенных полезных ископаемых Камчатской области утверждается органом управления государственным фондом недр совместно с органом исполнительной власти Камчатской области.
Предоставление лицензии на пользование недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется путем проведения конкурсов или аукционов, а также на бесконкурсной основе в соответствии с настоящим Законом и Порядком, утверждаемым губернатором Камчатской области.
Бесконкурсное предоставление участков недр в пользование в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и в целях строительства и эксплуатаций подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется при наличии соответствующего совместного решения органа местного самоуправления района (города) и территориального подразделения органа управления государственным фондом недр.
Участки недр могут предоставляться на бесконкурсной основе в следующих случаях:
- для производства строительных материалов из месторождений общераспространенных полезных ископаемых и для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- для разработки притрассовых карьеров для строительства дорожнотранспортных объектов регионального и местного значения в соответствии с проектом на строительство указанных объектов.
Собственники, владельцы земельных участков, имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющихся источником централизованного водоснабжения, в порядке, установленном органом исполнительной власти Камчатской области.

Статья 16. Основания для прекращения права на пользование недрами

Право на пользование недрами прекращается:
- по истечении установленного в лицензии срока ее действия;
- при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;
- при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
- в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1. Закона Российской Федерации " О недрах".
(в ред. Закона Камчатской области от 19.08.2005 № 371)
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
- возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
- нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
- систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
(в ред. Закона Камчатской области от 19.08.2005 № 371)
- возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);
- если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
- ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
- по инициативе владельца лицензии.
При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке.

Статья 17. Порядок досрочного прекращения права на пользование недрами

В случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 16 настоящего Закона, отказ от права пользования недрами должен быть заявлен владельцем лицензии письменным уведомлением органов, предоставивших лицензию, не позднее чем за шесть месяцев до заявленного срока.
Владелец лицензии на право пользования недрами должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии на случай досрочного отказа от прав, до установленного срока прекращения права пользования недрами. При невыполнении владельцем лицензии указанных обязательств, органы, предоставившие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке.
В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части второй статьи 16 настоящего Закона, пользование недрами прекращается непосредственно после принятия решения об этом органами, предоставившими лицензию, с письменным уведомлением пользователя недр.
В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 16 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечению трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Решение о досрочном прекращении действия лицензии публикуется в органах печати в течение 30 дней с момента его принятия.
При досрочном прекращении права пользования недрами, ликвидация или консервация предприятия производится в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Закона. Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия несет пользователь недр, если пользование недрами прекращено по причинам, изложенным в пунктах 1 (при наличии вины предприятия), 2 и 3 части второй статьи 16 настоящего закона, или по инициативе пользователя недр.
Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия-пользователя недр несет государство, если пользование недрами прекращено по причинам, указанным в пункте 1 (при отсутствии вины предприятия) и пункте 4 части второй статьи 16 настоящего закона.
В случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права на пользование недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. Время, на которое оно было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недр не включается в общий срок действия лицензии.
В случае длительного периода консервации горнодобывающего предприятия или нарушения условий этой консервации, могущих привести к воздействию на полезные ископаемые месторождения с изменением их физико-химических и механических свойств и уменьшения запасов, органы, предоставившие лицензию, могут аннулировать выданную лицензию в установленном законом порядке, передать ее новому владельцу.

Статья 17.1. Пользование участками недр при досрочном прекращении права пользования участками недр

(введена Законом Камчатской области от 28.05.2000 № 98)

При нецелесообразности или невозможности приостановления добычи полезных ископаемых в интересах рационального использования и охраны недр органы, досрочно прекратившие право пользования соответствующим участком недр, до принятия в установленном порядке решения о новом пользователе недр могут предоставить право краткосрочного (до одного года) пользования таким участком недр юридическому лицу (оператору) с оформлением соответствующей лицензии в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О недрах" и настоящим Законом.
Между пользователем недр, право пользования которого досрочно прекращено, и получившим право краткосрочного пользования временным оператором может быть заключен договор о передаче имущества, необходимого для обеспечения пользования недрами, на возмездных основаниях.

Статья 18. Основные права и обязанности пользователя недр

Пользователь недр имеет право:
- использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии;
- самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;
- использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим законодательством;
- использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии;
- ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода;
- проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией;
- обращаться в органы, выдающие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Пользователь недр обязан обеспечить:
- соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами и при переработке минерального сырья;
- соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
- ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и обеспечения ее сохранности;
- предоставление геологической информации в федеральный и территориальные фонды в установленные ими сроки;
- предоставление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых, содержащихся в них компонентов, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;
- безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
- соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, пользованием недрами, обеспечение чистоты поверхностных водотоков, подземных вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, организация сбора и регулярное предоставление данных по наблюдению загрязненности подземных и поверхностных вод в систему государственного мониторинга;
- приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
- выполнение работ по консервации объектов и рекультивации земель на их территории в случаях досрочного прекращения пользования недрами;
- сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и в иных хозяйственных целях;
- ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию, осуществлять периодический контроль за состоянием устьев ликвидированных и законсервированных скважин;
- выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей при пользовании недрами.
Владелец лицензии при осуществлении добычи полезных ископаемых обязан измерять объем и вес добываемого минерального сырья методами и способами, оговоренными в лицензии, и фиксировать данные в специальных журналах. Владелец лицензии не должен вносить какие-либо изменения в методику измерений или используемые приборы.
К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования в наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.

3. РАЦИОНАЛЬНОЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР

Статья 19. Основные требования по рациональному использованию и охране недр

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
- соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
- обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
- проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
- достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
- охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
- предотвращение загрязнения недр, поверхностных водотоков и водоемов при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно, при подземном хранении горюче-смазочных материалов, нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод;
- соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
- предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.
В случаях нарушения требований настоящей статьи право на пользование недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено федеральным или территориальным органом управления государственным фондом недр по представлению органов государственного геологического, экологического контроля, государственного горного надзора, государственного органа санэпиднадзора.
Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору. Они обязаны выполнять основные требования по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, указанные в статье 24 Закона Российской Федерации "О недрах".
Предприятия, организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, обязаны в случае аварии на своих объектах, связанных с пользованием недрами, предоставлять транспортные средства, материалы и оборудование, средства связи и медикаменты и оказывать другие виды помощи в ликвидации аварий.

Статья 20. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых

Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения территориального подразделения федерального органа управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещения в местах их залегания подземных сооружений, допускаются с разрешения территориального органа управления государственным фондом недр и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения производственных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.

Статья 21. Условия землепользования площадями залегания полезных ископаемых

Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам указанных земельных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством.
Решение об отчуждении таких земельных участков принимается совместным решением федеральными органами исполнительной власти и администрацией Камчатской области в соответствии с разделением их полномочий.

Статья 22. Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений

Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечению срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами, которые осуществляются по специальным проектам, разработанным проектными организациями и согласованными с округом Госгортехнадзора Российской Федерации и территориальным подразделением федерального органа управления государственным фондом недр.
Время проведения мероприятий по ликвидации и консервации предприятия включается в срок действия лицензии.
До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом. При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение в территориальный геологический фонд.
Ликвидация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считается завершенной после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.
Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий-пользователей недр.

Статья 23. Геологическая информация о недрах

Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и их особенностях, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или собственности пользователя недр, финансировавшего работы, в результате которых получена данная информация, если иное не предусмотрено лицензией на пользование недрами.
Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Камчатской области.
Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях.
Должностные лица федерального и территориального фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации, а также несут юридическую ответственность за ее несанкционированное разглашение.
Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведения работ геологическую и иную информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности, если иное не предусмотрено договором.

Статья 24. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользования недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
При предоставлении на условиях предпринимательского риска совмещенной лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых пользователи недр могут, согласно лицензии, производить добычу до государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Сроки последующего представления геологической информации на государственную экспертизу с уточнением условий пользования недрами, включая платежи, оговариваются в условиях этой лицензии.
Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.
Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации осуществляется специально уполномоченными органами Российской Федерации и Камчатской области в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОТНОШЕНИЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

Статья 25. Государственное управление отношениями недропользования

Государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти Камчатской области, а также органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением и органами государственного горного надзора.

Статья 26. Государственное геологическое изучение недр

В Камчатской области осуществляется государственное геологическое изучение недр, в задачи которого входит:
- геологическое картирование территории Камчатской области;
- поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с федеральной и территориальной программами;
- сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы;
- другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр.
- мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов.
(абзац введен Законом Камчатской области от 28.05.2000 № 98)
Работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и иных средств, проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр.
(ч. 2 в ред. Закона Камчатской области от 19.08.2005 № 371)

Статья 27. Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр

Государственный контроль за геологическим изучением рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля, государственного горного надзора во взаимодействии с территориальным подразделением органа управления государственным фондом недр, природоохранными и иными контрольными органами.
Полномочия органов, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением и рациональным использованием и охраной недр, их права, обязанности и порядок их работы, определяются соответствующими положениями о них, утвержденными Правительством Российской Федерации.

5. Плата при пользовании недрами

Статья 28. Утратила силу. - Закон Камчатской области от 19.08.2005 № 371.

Статья 29. Утратила силу. - Закон Камчатской области от 19.08.2005 № 371.

Статья 30. Утратила силу. - Закон Камчатской области от 19.08.2005 № 371.

Статья 31. Утратила силу. - Закон Камчатской области от 19.08.2005 № 371.

Статья 32. Утратила силу. - Закон Камчатской области от 19.08.2005 № 371.

Статья 33. Утратила силу. - Закон Камчатской области от 19.08.2005 № 371.

Статья 34. Утратила силу. - Закон Камчатской области от 19.08.2005 № 371.

Статья 35. Утратила силу. - Закон Камчатской области от 19.08.2005 № 371.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА "О
НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ"

Статья 36. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Сделки, связанные с использованием недр, заключенные с нарушением настоящего закона, являются недействительными. Лица, виновные в совершении указанных сделок, а также в:
- предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным настоящим Законом;
- нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами;
- самовольном пользовании недрами;
- выборочной (внепроектной) отработки месторождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, и другим нарушениям рационального использования недр, приводящих к порче месторождения;
- нарушении настоящего Закона, нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезного ископаемого в состояние, непригодное для эксплуатации;
- нарушении права и собственности на геологическую и иную информацию о недрах либо ее конфиденциальности;
- самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
- необеспечении сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды при пользовании недрами;
- уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблюдения за режимом подземных вод, а также маркшейдерских и геодезических знаков;
- систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами;
- невыполнении требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации;
- неприведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего их использования, несут юридическую ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Законодательством Камчатской области может быть установлена ответственность за другие нарушения настоящего Закона.
Разрешение споров по вопросам пользования недрами и возмещению причиненного вреда при пользовании недрами производится в порядке, установленном соответственно статьями 50 и 51 Закона Российской Федерации "О недрах".

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 37. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 38. О сроках и порядке введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон Камчатской области "О недропользовании на территории Камчатской области" вводится в действие со дня его официального опубликования. Администрации Камчатской области привести все принятые ранее нормативные акты по недропользованию в соответствие с настоящим Законом.

Губернатор
Камчатской области
В.А.БИРЮКОВ

г. Петропавловск-Камчатский
5 января 1997 года
№ 69


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru