| |
ЗАКОН Корякского автономного округа от 16.01.2006 № 134-оз
(ред. от 06.03.2007)
"О ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСАХ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ И КУРОРТАХ В КОРЯКСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ"
(принят Думой Корякского автономного округа 29.12.2005)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Народовластие", № 46, 25.04.2006.
Изменения, внесенные Законом Корякского автономного округа от 06.03.2007 № 269-оз вступают в силу со дня его официального опубликования.
16 января 2006 года № 134-оз
------------------------------------------------------------------
ДУМА КОРЯКСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ЗАКОН
О ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСАХ,
ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ И
КУРОРТАХ В КОРЯКСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Принят Думой
Корякского автономного округа
29 декабря 2005 года
(в ред. Закона Корякского автономного округа
от 06.03.2007 № 269-оз)
Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются достоянием жителей Корякского автономного округа, предназначены для их лечения и отдыха и относятся к особо охраняемым природным территориям, объектам, имеющим свои особенности в использовании и защите.
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Корякского автономного округа.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие ресурсы, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных специальных курортологических, гидрогеологических исследований и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения;
2) лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;
3) курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Курорт окружного значения находится в установленном порядке в ведении органов государственной власти Корякского автономного округа. Курорт местного значения находится в ведении органов местного самоуправления;
4) курортный регион (район) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны;
5) санаторий - лечебно-профилактическая организация, предназначенная для проведения комплекса мероприятий профилактики, лечения и реабилитации с преимущественным использованием природных лечебных факторов;
6) округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с федеральным законодательством режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительных местностей с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);
7) пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензии;
8) технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов - проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации;
9) курортный фонд Корякского автономного округа - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортных регионов (районов) и курортов, находящихся на территории Корякского автономного округа. Курортный фонд Корякского автономного округа входит в состав курортного фонда Российской Федерации;
10) санаторно-курортное дело - совокупность всех видов организационной и научно-практической деятельности по осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов.
Статья 2. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом
1. Лечебно-оздоровительные местности и курорты, расположенные на территории Корякского автономного округа, могут иметь федеральное, окружное или местное значение.
2. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения, а также порядок их функционирования определяются Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
3. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью окружного или местного значения при наличии следующих условий:
1) располагает одним или несколькими уникальными природными лечебными ресурсами;
2) обладает необходимыми запасами минеральных вод, лечебных грязей и достаточными ресурсами других природных лечебных факторов;
3) имеет площадь, пригодную и достаточную для курортного строительства;
4) удовлетворяет экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, установленным для особо охраняемых территорий лечебно-оздоровительного назначения;
5) обладает источниками хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, а также надежными системами энергообеспечения, способными удовлетворить потребности будущего курорта.
4. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью окружного или местного значения на основании следующих документов:
1) курортологических заключений, разработанных научно-исследовательским институтом курортологии и физиотерапии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о качестве природных лечебных факторов территории;
2) экспертных заключений о запасах природных лечебных ресурсов (минеральных вод, лечебных грязей и других природных ресурсах и условиях, отнесенных к категории лечебных);
3) заключений государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз о состоянии территории лечебно-оздоровительной местности и находящихся в ее пределах природных лечебных ресурсов (факторов);
4) перечня промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, расположенных в пределах лечебно-оздоровительной местности, подлежащих перепрофилированию, перемещению или ликвидации;
5) топографического плана территории с экспликацией угодий и сведений об их пользователях.
5. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью, курортом окружного значения администрацией Корякского автономного округа по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
6. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения администрацией Корякского автономного округа по представлению местной администрацией муниципального образования предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения.
7. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта (санатория) определяются положением о данном курорте (санатории), прошедшем государственную экологическую экспертизу. Положение утверждается губернатором Корякского автономного округа.
8. В положении о курорте (санатории) окружного и местного значения должны быть отражены местонахождение курорта (санатория), его статус, границы и режим округов, зон санитарной (горно-санитарной) охраны, лечебно-оздоровительная специализация, вопросы развития и застройки, санитарной охраны, использования природных лечебных ресурсов (с указанием государственных органов, обеспечивающих контроль за правильностью эксплуатации гидроминеральных ресурсов и охраной их от загрязнения), благоустройства, мероприятия по профилактике природно-очаговых инфекционных заболеваний.
Статья 3. Полномочия Думы Корякского автономного округа в сфере санаторно-курортного дела
Дума Корякского автономного округа в сфере санаторно-курортного дела осуществляет следующие полномочия:
1) определяет государственную политику в области санаторно-курортного дела;
2) принимает решение о согласии на отнесение территории лечебно-оздоровительной местности, курорта окружного значения к объектам федерального значения;
3) разграничивает полномочия между органами государственной власти Корякского автономного округа и органами местного самоуправления в области санаторно-курортного дела;
4) в установленном порядке утверждает нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами путем принятия законов и иных нормативных правовых актов;
5) устанавливает порядок ведения государственного учета курортного фонда Корякского автономного округа и государственного реестра курортов окружного и местного значения;
6) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона.
Статья 4. Полномочия администрации Корякского автономного округа
К полномочиям администрации Корякского автономного округа по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся:
1) реализация на территории Корякского автономного округа государственной политики в области санаторно-курортного дела в пределах своей компетенции;
2) участие в разработке и реализации федеральных целевых программ;
3) признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом окружного или местного значения, установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов окружного или местного значения;
4) разработка и реализация окружных программ освоения лечебно-оздоровительных местностей и развития курортов;
5) осуществление контроля за исполнением настоящего Закона;
6) установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
7) определение форм и размеров платы за пользование территориями курортов окружного и местного значения в пределах норм, установленных федеральным и окружным законодательством;
8) создание в пределах своей компетенции условий, стимулирующих освоение лечебно-оздоровительных местностей и развитие курортов;
9) участие в международном сотрудничестве в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов);
10) осуществление контроля за деятельностью санаторно-курортных учреждений;
11) Ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации.
(п. 11 дополнен Законом Корякского автономного округа от 06.03.2007 № 269-оз)
Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления
К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:
1) представление в администрацию Корякского автономного округа предложений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения после соответствующего заключения государственной экологической экспертизы;
2) участие в реализации окружных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов развития санаторно-курортных организаций и курортных регионов (районов);
3) контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах своей компетенции;
4) участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материальных ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха;
5) ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации.
(п. 5 дополнен Законом Корякского автономного округа от 06.03.2007 № 269-оз)
Статья 6. Координация деятельности в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах
Государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела и отдыха реализует специально уполномоченный администрацией Корякского автономного округа орган управления курортами, который осуществляет:
1) ведение учета санаторно-курортных и оздоровительных организаций Корякского автономного округа независимо от их формы собственности;
2) разработку и координацию реализации окружных программ освоения лечебно-оздоровительных местностей и развития курортов в Корякском автономном округе, включая строительство и ремонт объектов санаторно-курортных и оздоровительных организаций окружной и муниципальной собственности после заключения государственной экологической экспертизы;
3) организацию научных исследований в целях расширения курортного фонда Корякского автономного округа и повышения эффективности его использования;
4) участие в работе комиссии по лицензированию медицинской деятельности;
5) представление в администрацию Корякского автономного округа по согласованию с заинтересованными учреждениями необходимых документов о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом окружного, местного значения;
6) согласование округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
7) согласование всех видов хозяйственной деятельности и землепользования в округах санитарной (горно-санитарной) охраны со специально уполномоченными на то органами;
8) координацию деятельности санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на основе заключенных с ними договоров.
Статья 7. Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы
1. Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью. Они могут принадлежать на правах собственности Российской Федерации (федеральная собственность) либо Корякскому автономному округу как субъекту Российской Федерации.
2. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами Корякского автономного округа находятся в совместном ведении Российской Федерации и Корякского автономного округа. От имени Российской Федерации и Корякского автономного округа права собственника осуществляют федеральные и окружные органы государственной власти в пределах полномочий, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом.
3. В случае признания территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом (санаторием) окружного или местного значения администрация Корякского автономного округа или уполномоченный ею орган предоставляют указанную территорию юридическим и физическим лицам для организации лечения и профилактики заболеваний, а также организации отдыха на основании лицензии, выданной им в установленном порядке, для осуществления указанной деятельности.
Предоставление природных лечебных ресурсов для иных целей не допускается.
Статья 8. Разработка месторождений и использование минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов
1. Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются в соответствии с лицензией. На курортах, в курортных регионах (районах) разработка природных лечебных ресурсов осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.
2. Объем добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируется утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки, прошедших государственную экологическую экспертизу.
3. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.
4. Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна обеспечивать защиту месторождения от преждевременного истощения, загрязнения и утраты лечебных свойств.
5. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями, указанными в лицензии на каждый вид деятельности.
6. Минеральные воды и лечебные грязи могут использоваться соответственно для промышленного розлива и фасовки.
Статья 9. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами
1. Нарушение установленных правил использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов влечет за собой прекращение, приостановление или ограничение использования лечебных ресурсов.
2. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами не освобождает виновных лиц от ответственности, предусмотренной федеральным законодательством.
3. Вред, причиненный лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам в пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны подлежит возмещению в соответствии с фактическими затратами на их восстановление.
Статья 10. Поддержка развития курортов в Корякском автономном округе
1. Поддержка развития курортов окружного значения является расходным обязательством Корякского автономного округа.
2. Поддержка развития курортов местного значения является расходным обязательством муниципальных районов, поселений и городских округов.
Статья 11. Имущество санаторно-курортных организаций и порядок его использования
1. Имущество санаторно-курортных организаций может находиться в государственной (федеральной, окружной), муниципальной или иной форме собственности согласно действующему законодательству.
2. Санаторно-курортные учреждения используют здания, строения иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения.
3. Санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с законодательством о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы.
4. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов, реконструкция и перепрофилирование объектов, размещение временных объектов осуществляется с соблюдением правил, установленных действующим законодательством.
Статья 12. Статус санаторно-курортных организаций
1. Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании государственной лицензии, выдаваемой в установленном порядке.
2. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации санаторно-курортных организаций осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
3. Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.
Статья 13. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
1. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей окружного и местного значения, утверждаются администрацией Корякского автономного округа после проведения государственной экологической экспертизы.
2. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов, приводящей к их истощению.
Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.
3. Санитарные и противоэпидемические мероприятия по недопущению загрязнения окружающей среды и возникновения природно-очаговых инфекционных заболеваний и мероприятия по их ликвидации в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.
4. Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Корякского автономного округа.
Статья 14. Разрешение споров
Споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Корякского автономного округа
О.Н.КОЖЕМЯКО
п.г.т. Палана
16 января 2006 года
№ 134-оз
------------------------------------------------------------------
--------------------
+
| | |
|